Транспортным налогом в Республике Беларусь называется государственный платеж за право участия машины в дорожном движении. Пошлина является обязательной операцией для юридических организаций, физических лиц, располагающими транспортными средствами. Поэтому, транспортный налог 2021 в Беларуси остается таким же актуальным, как и в нынешнем 2020. Среди населения республики он известен в форме дорожного сбора. Финансы идут на возведение автомобильных трасс и приведения в порядок полотна, и является обязательным условием прохождения государственного технического осмотра автомобильного транспорта. Однако наличие квитанции об уплате дорожной пошлины не дает освобождение от неуплаты за техосмотр.

Расчет транспортного налога
Разобравшись с формулировкой транспортной подати, следует определиться с ее расчетом, по каким параметрам она исчисляется. Размер обязательного платежа напрямую зависит от следующих аспектов:
- дата выпуска транспортного средства ― ТС, но если машине менее 10 лет, внесение сбора производится единовременно на 24 месяца вперед по обычному тарифу;
- вес ТС, для этого приняты четыре общенациональные категории ― до 1500 кг, 1500-2000, 2000-3000, более 3000 кг;
- число посадочных мест, параметр предназначается только для автобусов;
- владение средством передвижения физическим лицом или юридической организацией;
- иные аспекты.
Их этого следует сделать вывод, что размер дорожного налога в РБ на старый грузовой автомобиль и новый легковой будет совершенно разным. Однако старые машины проходят техническое освидетельствование дважды в год, поэтому дорожное бремя для них также возрастает до двух раз. Об этом утверждает Налоговый кодекс республики.
Транспортная пошлина рассчитывается исходя из базовой величины ― б. в., принятой в Беларуси, и с начала 2020 года ее размер равнялся 27 белорусским рублям, что привело к увеличению суммы государственной повинности в денежном эквиваленте. Тарифы в базовых величинах также указаны фискальным кодексом государства.
Тарифы дорожного взноса
Для многих белорусов описываемое бремя причисляется к самым крупным и нежелательным, но обязательным, расходам. По состоянию на последний квартал нынешнего уходящего года, упоминаемая базовая величина приравнивается к 27 рублям, и ставка транспортного налога в Беларуси 2021 приводит к следующему размеру дорожной подати для индивидуальных лиц:

Государственный платеж для частных предпринимателей страны исчисляется по ставкам, принятых для индивидуальных лиц. Каждый автомобилист республики вправе использовать калькулятор дорожного налога в Беларуси, расположенный на этом портале.
Для юридических организаций начисление происходит по другим тарифам, которые не являются аналогичными по ставкам и массе транспортного средства.
Юридические организации, как и физические лица, имеют свои льготные условия платежа дорожной подати, и их основания также принципиально отличаются. Однако приведенная информация будет актуальна до февраля 2021 году, когда произойдет очередное повышение средней заработной платы работников страны, что может увеличить базовую величину, повысив и стоимость транспортного налога в РБ 2021 году.
Оплата дорожного сбора
Условия платежа зависят от категории автомобильного владельца и собственного права выбора внесения средств. Юридические организации уплачивают пошлину с расчетных счетов Главному управлению Министерства финансов страны по своей области либо столице Беларуси. Реквизиты проведения платежа находятся на портале каждой налоговой администрации.
Представители юридических организаций вправе оплачивать также в кассах монетарных структур, средства уйдет по тем же реквизитам. Однако подобные процедуры проводятся крайне редко, если только возникают какие-либо неурядицы, например, существуют проблемы с расчетным счетом либо в день платежа не оказалось на рабочем месте бухгалтера.
Физические лица вносят деньги наличными средствами либо с помощью банковского пластика в следующих инстанциях:
- почтовое отделение;
- кассовый зал монетарной структуры;
- электронная система Единое расчетное информационное пространство, созданная в 2008 году.
Проведения процедуры уплаты в почтовом отделении или монетарной структуре не вызывает у плательщика затруднений, работники кассового зала сами знают адресата сбора и проводимый порядок действий.
Уплачивая налог на авто в Беларуси посредством Единого пространства ― ЕРИП, плательщикам следует придерживаться следующего алгоритма действий:
- Зайти в личный кабинет пользователя Пространства с помощью логина и статического пароля.
- Выбрать графу Прочие республиканские услуги.
- Подсветить иконку Белтехосмотр.
- Остановиться на пункте Госпошлина.
- Определиться с категорией плательщика ― юридическая организация либо физическое лицо.

Следующие действия будут аналогичны для обеих категорий ― указывание суммы сбора, подтверждение трансакции, завершение операции.
Внести деньги можно через мобильные или интернет-банкинги, аппаратно-технические комплексы ― терминалы и банкоматы.
Льготы на оплату транспортной подати
Еще несколько лет назад льготами пользовались несколько категорий граждан, но в последнее время условия получения скидок несколько изменились. Например, уже не существует дорожный сбор для пенсионеров страны, потому что описываемой группе населения льготы по указанному платежу уже не предоставляются.
Согласно статьям Налогового кодекса государства, ветераны Великой Отечественной войны, лица с признаками инвалидности 1 и 2 группы, если они не могут управлять механическими самодвижущимися транспортными агрегатами сильнее 5 лошадиных сил, получают скидку на 50%. Приведенные лица обязаны иметь при себе медицинские справки или заключения.
Другие скидки на налог на техосмотр в РБ Беларусь 2021 аналогичные для юридических организаций и физических лиц ― половину пошлины оплачивают за механические самодвижущиеся транспортные агрегаты, рассчитанные для перевозки особо опасных грузов.
Освобождаются полностью от платежей по дорожному сбору следующие категории:
- специально оснащенные транспортные агрегаты для использования лицами с инвалидностью, приобретенные через учреждения социальной защиты населения, по условиям ранее действующих законов;
- транспортные средства для оказания скорой медицинской или лечебной помощи;
- организации Министерства чрезвычайных ситуаций, предназначенные для защиты гражданского населения;
- военные ведомства и внутренних дел, Комитетов государственной безопасности, пограничной службы и Следственного, воинские формирования различных родов.
В категорию входят структуры, оказывающие социальную помощь населению.
Неуплата налога
Не платить дорожный налог в РБ в 2021 году разрешается лицам, чьи транспортные средства не участвуют в дорожном движении, по причине того, что процедура предполагает прохождение обязательного технического освидетельствования. Штрафные санкции же за отсутствие техосмотра достигают от 1 до 5 базовых величин ― 27-135 рублей, в зависимости от количества предупреждений.
Чтобы увеличить количество поступлений в государственный бюджет, за счет уплаты подати всеми автомобилистами, власти планируют открепить дорожный сбор от технического освидетельствования транспортных агрегатов и несколько снизить первый показатель. Подобные дебаты ведутся уже несколько лет, и, скорее всего, постановление будет принято к середине 2021 года. Открепленную подать можно будет по-прежнему оплачивать с помощью агрегатора Единое пространство, причем минимальным оплачиваемым периодом станет один текущий месяц. Контролировать обязательное внесение государственной пошлины будут системы видеофиксации, сравнивая полученную информацию с базой данных.

Наблюдаемая ныне ситуация и немалая величина налога, которую необходимо уплачивать единовремено, приводят к массовому игнорированию прохождения технического осмотра. Унитарное сервисное предприятие Белтехосмотр озвучило информацию о прохождении освидетельствования всего лишь полутора миллионами транспортных единиц, когда же на государственном учете состоит около 4,5 миллионов. Даже по самым оптимистическим оценкам, на дорогах союзного государства находится более половины автомобилей, не прошедших техническое освидетельствование.
Подвешенная ситуация и довольно высокая сумма налога, которую нужно уплачивать единовременно, привели к тому, что водители стали массово игнорировать прохождение ТО. По оценкам УП «Белтехосмотр», в прошлом году техосмотр прошли 1 млн 150 тысяч автомобилей. На учете же стояло 4 млн 380 тыс. транспортных средств. По самым скромным оценкам, без техосмотра ездят сейчас минимум 50 процентов авто.