Юридическая грамотность населения – прекрасный способ обойтись без оплаты штрафов и наложения административных взысканий, поэтому в РБ проводится информирование обо всех важных мероприятиях, которые касаются всех граждан или определенных категорий. Задолго до того, как время вступило в преддверие нового года, в СМИ и на специальных порталах появились разъяснения о прохождении обязательного ТО. Никто не отменял техосмотр в Беларуси в 2022 году, но в правила внесены некоторые изменения.

Изменения текущего года
Аналитики уверены, что массовая адресация автовладельцев к процедуре, которая и ранее была обязательной, объясняется отменой привязки уплаты дорожного сбора от прохождения техосмотра. Но в суровой реальности не исключено, что причиной этого стало предупреждение о возможности фиксации не освидетельствованных автомобилей камерами слежения, в режиме видео- или фотофиксации. Эта практика хорошо известна всем автолюбителям. Она эффективна и позволяет безо всяких проблем выявить нарушителей. Сразу после этого начинают приходить уведомления об уплате штрафа. Пройти техосмотр в Беларуси в 2022 году можно, не тратя нервов и усилий, главное условие – уяснить последовательность действий и пройти по этой цепочке, где одно звено органично переходит в другое.
Прохождение техосмотра в РБ 2022 можно кратко охарактеризовать в нескольких тезисах:
- Это – обязательная процедура для любого автовладельца, который намерен не хранить свое транспортное средство, а использовать его по прямому назначению (участвовать в дорожном движении). Отказ от него не означает, что ездить нельзя, но это означает перманентный кошмар в каждой поездке (страх наткнутся на пост ГАИ или фиксация камерами – в любом случае выльются в денежные штрафы, а потом все равно придется заняться ТО)
- Ответ на вопрос, сколько стоит, зависит от нескольких факторов – места обращения, области проживания, типа автомобиля. Усредненный показатель для легкового авто – 35 бел. руб., плюс стоимость наклейки, которая тоже обязательна и стоит 8,7 бел. руб. Ее оплачивают через ЕРИП или при визите в банк.
- Пройти ТО по-прежнему можно в любом пункте, который занимается предоставляет такие услуги, место прохождения не привязано к регистрации или территории. Если автовладелец находится в Витебске (где, по статистическим исследованиям, дешевле всего, то, что он живет в Минске и там зарегистрировано авто, ему не помешает сэкономить.
- Владелец ТС вправе оплатить техосмотр в любой удобной для него форме – наличными или по безналичному расчету.
- Штраф за отсутствие больше, чем оплата обязательной процедуры. Даже несмотря на то, что фото- и видеофиксация предполагала на начальном этапе выборочное штрафование, в первые месяцы текущего года в Беларуси осталось всего 20% водителей, которые не прошли ТО. Тогда как в 2020 свидетельства о прохождении не было у каждого второго.
1 сентября каждый автовладелец получил уведомление из налоговой инспекции, оплатить которое он должен не позднее середины последнего месяца осени. Дорожный сбор при техосмотре отменен. Предположительно именно уплата госпошлины служила препятствием для прохождения обязательной процедуры. Уплата транспортного налога в текущем году коснется более 2 миллионов жителей Беларуси. Теперь не имеет смысла уклоняться от техосмотра, будет он пройден или нет – при налогообложении не учитывается, а вот оплатить весомый штраф с инновационными технологиями – вполне реально и никакой экономии это не составит.

Штрафные санкции
Вряд ли стоит ожидать еще одни новые требования прохождения техосмотра в Республике Беларусь на 2022 год, поскольку действующие приобрели силу только в марте текущего года, но сообщения в прессе о том, что белорусы стали терять интерес к прохождению, вряд ли имеют под собой основу. Логичнее предположить, что на исходе даже те 20%: автовладельцев, которые еще насчитывались в весенние месяцы. Поэтому сообщения о том, что запись ведется заранее и попасть срочно можно только в порядке живой очереди – вдруг кто-то не приедет, а также, что услуги частных станций подорожали из-за востребованности, утратили актуальность
Езда без техосмотра не станет дешевле, базовая величина, в которой измеряется стоимость штрафа растет с завидным постоянством и устанавливается нормативным актом в последнем месяце года. С начала 2022 цена начислений за нарушение предписаний подрастет, а стоимость техосмотра вряд ли вырастет, на фоне спада востребованности. Это означает, что вместо суммы в 31-36 бел. руб. экономный гражданин заплатит от 1 до 3 базовых величин. Сейчас размер БВ – 29 рублей, судя по статистике прошлых лет вырастет до 31. Если повезет, в первый раз можно отделаться предупреждением, но можно и вынуть из собственного кармана 93 рубля.
В некоторых источниках есть сведения о размере штрафа при повторном обнаружении факта правонарушения – штраф вырастет и составит от 2 до 5 величин, в новом году, предположительно, это будет 62-155 бел. руб., а если подъем БВ составит более 2 единиц, то сумма станет еще внушительнее.
Периодичность прохождения
К новым автомобилям отношение лояльное – их владельцам нужно исправно оплачивать транспортный налог, на станции проходить диагностику не требуется, но придется продемонстрировать оснащенность транспортного средства – огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки. Если у машины сменился собственник, а срок до нового прохождения еще весомый, можно перенести отметку в собственные документы, но за это взимается отдельная плата, которая меньше, чем оплата техосмотра.
- более, чем 10-летний возраст ТС, с массой менее 750 кг – техосмотр проходится раз в два года, это касается не только легкового автомобиля, но и прицепов, мотоциклов, прочей мототехники;
- если масса транспортного средства больше 750 кг, а возраст превышает десятилетие, то ежегодного прохождения ТО избежать не удастся
Никто не застрахован от отказа о выдаче разрешения на участие в дорожном движении. Может быть неисправен стояночный тормоз, расслоиться патрубок, протекать тормозная жидкость, наблюдаться незамеченная водителем мелкая неисправность. Эта причина указывается в диагностической карте и в течение 20 дней автовладелец получает возможность ее исправить, снова обратиться за прохождением. Если прошел этот срок, ТО проходится уже в общем порядке и оплачивается заново в полной стоимости.

Документы и подтвержденность
В нововведениях истекающего года были две приятные особенности, которые сохранятся и с наступлением нового временного периода. Появление новых правил освободило владельца ТС от необходимости демонстрировать на диагностической станции медицинскую справку. Теперь не будет проверяться и прошлогоднее свидетельство о прохождении диагностики, а ранее такой документ фигурировал в списке и мог служить камнем преткновения для водителя, который от этого увиливал. В 2022 можно не демонстрировать справку за предыдущий год, если на руках имеется новый сертификат, выданный после прохождения диагностики.
Однако необходимо свериться со списком официальных бумаг, собираясь на прохождение автодиагностики.
Потребуются в обязательном порядке:
- паспорт владельца и его водительское удостоверение;
- техпаспорт автомобиля;
- медсправка и прошлогодний сертификат отменены;
- страховой полис;
- оплаченный талончик (8,7 белорусских рублей).
Ранее вместо него давали наклейку, которая крепилась на лобовое стекло, сейчас вместо этого – просто бумажный документ, который должен быть в наличии у владельца авто. Это – форма допуска к дорожному движению, обязательная для прицепа и мотоцикла тоже. Оплата может производиться через ЕРИП только при условии прохождения государственного ТО (на диагностической станции, принадлежащей УП Белтехосмотр). Все перечисленные документы на техосмотр автомобиля обязательно должны быть в наличии у гражданина, который намерен законным образом получить допуск к участию в дорожном движении
Поэтапное прохождение
Пошлина за техосмотр составляет 0,3 базовой величины (в январе нужно посмотреть, на сколько она увеличилась. Стоимость в сумме – госпошлина (0,3 БВ) + талончик (8,7 бел. руб.) + стоимость услуг (даже с подорожанием ввиду востребованности вряд ли больше 40 бел. руб.). Разрешение на допуск продается в банках, почтовых отделениях и через ЕРИП. В нем указывается день прохождения и у автовладельца времени ровно до этой даты, через год или через два до ее наступления уже должен быть пройден ТО.
Не стоит забывать, что такси, пассажирские микроавтобусы, ТС, перевозящие опасные грузы, автобусы и грузовики должны проходить техосмотр каждые полгода. Перед визитом на диагностическую станцию нужно:
- вымыть ТС;
- проверить уязвимые места (протечки, стеклоомыватель, лампочки в поворотниках, габаритах, фарах и в номерной подсветке);
- закрепить аккумулятор, проверить глушитель, срок действия удостоверения водителя и акта проверки газового баллона (если авто на газе).
Можно без затрат на штраф и переплат на частных станциях, пройти заранее досмотр у государства и ездить, ничего не опасаясь, вместо того чтобы рассуждать на тему, будет ли отменен техосмотр. В нынешней ситуации на дорогах количество аварий растет, и большая часть из них происходит из-за неисправности автомобилей. Прохождение обязательной диагностики, по мнению властей, принесет пользу, даже если будет спасена жизнь одного человека или один из участников ДД – избавлен от увечья.
Расклад по размеру штрафа и оплате техосмотра способен убедить каждого здравомыслящего человека, что в данном случае разговор об экономии абсурден, потому что при повторном правонарушении можно заплатить в 5 раз больше, чем н станции диагностики.