Минтранс РБ регулярно обновляет нормативы по расходованию горючего, руководствуясь нормативами, разработанными профессионалами специализированной лаборатории. Обновленные нормы расхода топлива в Беларуси на 2021 год необходимо учитывать организациям при подсчетах налогообложения.

Перемены в нормативах
В начале года с января месяца начали действовать новые нормы расхода топлива в силу обновления НК РБ, основанием для которых стал президентский Указ №503. Суть произошедших трансформаций – в исключении отдельных пунктов и введении других, уточняющих и корректирующих ранее принятые. Изменениям подверглись пункты ст. 171, 205, регламентирующие процедуру учета расходов горючего у предприятий и ИП.
Правовые знания – основа ведения документов. Поэтому трансформации соответствующих положений в законодательстве рекомендуется своевременно отслеживать.
Нормы расхода топлива в Беларуси на 2021 год необходимы налогоплательщикам, для определения уровня, учитываемого в определении размеров налогооблагаемой базы. Если происходит перерасход, стоимость горючего не учитывается в затратах. Налогоплательщик может самостоятельно определить нормы на летний и в зимний период, но такая техника не включена в опубликованный перечень от профильного департамента. Самостоятельное определение возможно, если обратиться в надзорные или нормативные органы, или издать локальный нормативный акт в пределах одного предприятия.
Подробное разъяснение
Линейные нормы расхода топлива – справочник, разработанный профильным министерством, в который регулярно вносятся изменения и дополнения. Их необходимость вызвана не трансформациями в технических характеристиках перечисленных ТС, а появлением в республике новых видов от производителей автомобилей и специализированного транспорта.
Эта информация автоматически подлежит учету при проведении аудита, для нее разработано отечественное программное обеспечение.
Чтобы руководители предприятий и ИП могли квалифицированно использовать нормы в справочнике, который разработан на основании постановления Минтранса и внесенных в него впоследствии дополнений и изменений, проводятся постоянные консультации от квалифицированных юристов. В них указываются не только правила использования нормативного документа, но и даются инструкции по вопросам разработки индивидуальных норм, их грамотного обеспечения с учетом законодательных норм:
- нормы в транспортной отрасли – Постановление №3 от июня 2012 года;
- трансформации, подлежащие учету, неоднократно вносились разработками Минтранса №44, 50, 54;
- последний документ – «Об установлении норм…», за №13, был принят в апреле истекшего года.
В августе 2020 года вступило в действие Постановление Совмина Республики Беларусь №470 о применении индивидуально установленных норм. С января этого же года сняты ограничения, ранее не дававшие руководителю использовать это положение на свое усмотрение. Однако в постановлении, опубликованном на правовом портале, все же рекомендуется использование нормативов, установленных законодательством страны.
Как выглядит документ
Минтранс установил нормы расхода топлива в Республике Беларусь 2021, их можно найти в одноименном документе, и использовать для расчетов налогообложения без особенных затруднений:
- они подразделяются на отдельные таблицы – легковые, грузовые и специализированные ТС;
- зная название своего автомобиля и тип, его находят в соответствующей таблице, с учетом индивидуальных особенностей (модели, коробки передач и мощности, указанной во второй колонке);
- в третьей графе есть тип топлива и норма расхода в литрах или кубических метрах на 100 км дороги.
Организация может самостоятельно рассчитать такие затраты, у нее с определенного времени есть такие полномочия. Формула для подсчетов предельно проста – достаточно реально израсходованное количество разделить на число пройденных км, а затем умножить на 100. В руководстве по расчетам упоминается возможность отличий в показателях в зимнее и летнее время года, или по характеру местности (в холмистой, со сложными дорогами, расходуется больше).
В Интернет-изданиях регулярно публикуются обновления, внесенные Министерством транспорта в специализированный справочник. Это делается для максимального учета всех категорий и видов ТС, которые используются в Республике. Самостоятельно устанавливать нормы можно только при соблюдении некоторых условий: тогда они не вызовут вопросов у контролирующих органов.

Условия самостоятельности
Нормируемые затраты учитываются в определении налогооблагаемой базы и будут непременно проверяться надзорными органами. Это происходит по вполне понятной причине – все затраты сверх установленной нормы не учитываются в видоизменениях налога на прибыль. Право самостоятельного определения руководитель предприятия или ИП получает при условии изданного в пределах структуры приказа. Он может сделать это, если транспортное средство отсутствует в перечне Минтранса, на свое усмотрение или обратившись в БелНИИТ Транстехнику.
Полученное относительно недавно право на самостоятельную установку норм расхода, не означает, что эта цифра будет бесконтрольной, определенной по собственному разумению. Подписание приказа должно проводиться на основании экономически обоснованных цифр. Они принимаются во внимание, если:
- ТС нет в перечне, опубликованном Минтрансом;
- применялись нормы расхода топлива в РБ 2021 от Транстехники;
- использовались нормы завода-изготовителя.
Согласно основополагающему документу, принятому 13 лет назад (Постановление Минтранса №141), нормы расходования – это временная категория. Главная из них установлена производителем. Появление вторичной обусловлено отсутствием таких данных.

Любая вторичная норма действительна на протяжении 6 месяцев, поэтому, установленная руководителем или ИП самостоятельно или при обращении в аккредитованную лабораторию (БелНИИТ Транстехнику) вторичка учитывается в нормируемых затратах на протяжении полугода. Внесение изменений в Указ №503 означает, что в 2021 году эти временные ограничения перестали действовать.