Нормы расхода топлива – фактор, который часто дополняет расчёт налог на прибыль и УСН, хотя и это правило не обходится без своих исключений. Поэтому стоит заранее узнать, на что именно ориентироваться, как устанавливать правила для конкретной компании. Нормы расхода топлива в Беларуси на 2022 год иногда могут меняться.

Основные понятия и сведения
Руководитель каждой организации имеет право самостоятельно установить размер общих затрат по стоимости топлива для механических транспортных средств. Это касается и ресурсов, которые расходуются в пределах нормативов. Можно дополнительно обратиться к представителям аккредитованной испытательной лаборатории.
При налогообложении прибыли компания имеет право учитывать этот момент, в том числе в зимний период.
Сами затраты легко определить, опираясь на документы по бухгалтерскому учёту. При необходимости организуют расчётные корректировки. Главное, чтобы расходы непосредственно были связаны со следующими направлениями:
- Производство и реализация товаров, либо работ и услуг.
- Те же самые действия по имущественным правам.
В бухгалтерском учёте топливо списывают на затраты, внимательно изучая первичный учётный документ. Но законодательство пока не устанавливает единую форму для такого документа. Поэтому и его форма разрабатывается самостоятельно руководством.
Что касается самого топлива, то для его учёта тоже используются справки определённых форм:
- Путевые листы, где описан фактический расход горюче-смазочных материалов.
- Карточки учёта по расходу топлива.
Поэтому разрабатывается дополнительный документ, который потом называют карточкой учёта расхода топлива или накопительной ведомостью.
Организация должна подтвердить факт стабильной работы транспортного средства, чтобы в дальнейшем не возникло проблем. Обычно пользуются путевыми листами, но организация может выбирать и другие варианты. Так же работают нормы расхода топлива в РБ 2022 от Транстехники.

Важные детали для правильного учёта
Минтранс разрабатывает нормы по расходам топлива для разных марок и моделей транспортных средств. Руководитель может опираться на эти законодательные нормы, разрабатывая собственные локальные акты. Можно брать за основу и информацию от завода-производителя авто. Часто по ним устанавливают линейные нормы расхода топлива.
При этом организацию избавляют от обязанности соблюдать порядок определения норм согласно Инструкции, которая была утверждена Минтрансом Республики Беларусь от 2008 года. Это правило распространяется на дополнительный расход, повышения и понижения норм. Руководитель может учитывать разные условия, при которых эксплуатируются те или иные транспортные средства. Ему разрешают устанавливать расход по топливу для каждой отдельной машины и для конкретных условий эксплуатации.
Главное – не забыть выпускать соответствующие приказы, в которых закреплены все указанные правила. Не важно, установлены нормы самостоятельно, или же пришлось обращаться к представителям аккредитованной организации.
Но самостоятельное решение вопроса не значит, что контроль вообще должен отсутствовать. Иначе контролирующие органы с большой вероятностью проявят бдительность и повысят частоту проверок. С затрат стоимость израсходованного топлива может быть снята. Из-за этого часто пересматривают налог на прибыль, в том числе в большую сторону.
Какие ещё нюансы учитывать?
Есть специальные зимние надбавки, которые применяют, когда температура стоит ниже +5 градусов. При этом отсутствует единый норматив, в котором точно бы говорилось, с какого именно числа надо переходить на зимние нормы. Дополнительно стоит помнить о зависимости показателей от того, какой климат характерен для того или иного региона.
Есть не только сезонные условия эксплуатации, но и другие причины, по которым базовые тарифы расходования материалов могут увеличиваться:
- Использование кондиционеров.
- Эксплуатация от 5-8 лет и пробег более 100 тысяч километров.
- Соблюдение пониженной скорости.
- Эксплуатация в населённых пунктах с большим количеством жителей.
- Работа в горной местности.
Но базовые нормативы могут и понижаться. Например, если авто движется по равнинной местности и за пределами населённых пунктов.
Отдельно Министерство транспорта и коммуникаций контролирует расход топлива относительно новых моделей или модификаций механических транспортных средств. То же самое относится к машинам и любым другим механизмам, оборудованию. Стандартные проверки после выпуска с завода проводятся на протяжении 1 года. Когда это время проходит, устанавливаются нормы. После этого в государственные реестры вносится вся необходимая информация.
Можно использовать временные нормы, на срок не более шести месяцев.
Дополнительная обязанность организации – замена летних шин на зимние. Рекомендуется делать так, чтобы все изделия относились к одной модели и конструкции, размерному ряду. Рекомендуется выбирать одинаковый рисунок протектора и делать так, чтобы соблюдались рекомендации со стороны заводов-изготовителей.
Как и расход топлива, это экономически обоснованная разновидность затрат для предприятия. Определяются в зависимости от первичных документов бухгалтерского учёта. Исключения делают только для ситуаций, когда в текущем законодательстве дают ссылку на другие нормы и правила.
Главное – помнить, что расходы зависят от доходов. И определяются только после того, как подсчитана соответствующая прибыль. Минтранс установил нормы расхода топлива в Республике Беларусь 2022 года, чтобы всем было проще.

Заключение
Ранее контролирующие органы сходились во мнении о том, что контролировать расход топлива не очень важно. Но спустя некоторое время это мнение сильно изменилось. Теперь такую обязанность закрепили за руководителями всех организаций вне зависимости от того, к какой сфере относится их деятельность. Главное -документально оформлять всё происходящее и следовать установленным нормам. Иначе возникают серьёзные вопросы, появляется повод для организации дополнительных проверок. Предварительные консультации с юристами помогают решить вопрос.